Ювелирные техники эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского
государства, восточные славянки любили украшать себя множеством
драгоценностей. В мо-де были литые серебряные перстни с орнаментом,
витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно
же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного
хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота.
К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески
(лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными
зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями,
очень напоминающими изображения на арабских дирхемах - монетах,
которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.
Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные
височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались
к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.
У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской
державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие
же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили
изящную разновидность колец, на-поминающую завиток или сплющенную
спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от
дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями.
На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных,
вместо лучей было по семь плоских лопастей.
Горожанки XI-XIII вв. больше всего любили колты - парные полые золотые
и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к
головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются
удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово
Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар
колтов XII - начала XIII в. Они представляют собой массивные пятилучевые
звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла.
Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии
и была широко распространена в Древней Руси.
Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или
золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины
или свивалась в ажурные узоры.
В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря
был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе
Па-ра золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями
фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли
яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый,
тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие
мастер умер около восьми столетий назад.
Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой
эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство
требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность
золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки,
составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли
порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры.
При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса.
Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень
дорогие, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших
дней произведений являются деталями бога-того княжеского убора.
Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение,
которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием.
Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы
и других составных частей. Нанесенная на серебряную поверхность,
чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение
использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько
десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном Историческом
музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц,
воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от
христианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно.
Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы,
святых, так и грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих
празднеств.
Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые
являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных
крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались
частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или
чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи
находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болезней, бед
и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских
голов, к которым цепочками крепятся "бубенчики", выполненные
в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики
должны были отгонять нечистую силу.
|