ВОПРОСЫ "В ТЕМУ" ИЗ ПРОШЛЫХ УЧЕБНЫХ ЦИКЛОВ:
1. Вопрос:
Я делал глушение окисью цинка, мне нравятся оттенки, которые получаются?
Какого Вы мнения об окиси цинка, как о глушителе?
ОТВЕТ: Цинк на оттенки несильно влияет, просто в цинковых
эмалях обычно слабое глушение, которое воспринимается, как опалесцирующий
эффект.
Тот же примерно вид при добавлении небольшого количества фосфорного
глушителя.
Вообще, ценность глушителя в том, позволяет он или не позволяет
производить сравнительно небольшими количествами слабое, среднее
и полное заглушение, добавляя при этом, в идеале, чистый белый цвет.
Окись цинка (цинковые белила) не глушит даже до среднего уровня.
2. Вопрос:
Не могли бы Вы дать рисунки трансформатора для печи, в которой можно
варить различные составы смальт для мозаик? И там, какие провода,
длина, толщина?
ОТВЕТ: Это тема Вводного и Практического блока. Freekurs
ставят только задачу общего ознакомления с предметом, а, точнее,
даже не столько с предметом, сколько со списком необходимого для
успешного овладения предметом (инструменты, оборудование, сырье,
материалы, личные качества).
На сайте, на странице "Технологические сведения" наши
админы, по-моему, уже выставили статью о трансформаторе. Она больше
теоретического толка, но дает определенное предствление.
Добавлю: Ищите большие и малые сердечники. То, что вы найдете подходящий
Ш-образный сердечник, маловероятно; ищите торообразные, то есть
наподобие вытянутого по высоте бублика. У нас в мастерской основное
рабочее железо - это торы от стандартных автотрансформаторов АоСН
(маломощные #2 и 4, средней мощности #6, 8 и 10; последний достаточно
сильный и может уже "тянуть" малую печь по варке низкотемпературной
эмали).
Провод для вторичной обмотки должен быть по диаметру не менее 1,5
мм.
ТИПОВЫЕ
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
кремния диоксид (кремнезем)
SiO2, бесцветные кристаллы, tпл 1728 °с, обладают высокой твердостью
и прочностью. в природе - минерал кварц. кремния диоксид применяют
в производстве стекла, керамики, абразивов, бетонных изделий, для
получения кремния, как наполнитель в производстве резин, в хроматографии
и др.; кристаллы кварца - в радиотехнике и ультразвуковых установках.
криолит
.минерал подкласса фторидов, Na3[AlF6]. твердость 2,5; плотность
ок. 3 г/см3. встречается в гидротермальных месторождениях; как акцессорный
- в альбит-рибекитовых гранитах. основное месторождение в гренландии
(ивигтут). применяется в электрометаллургии алюминия; чаще используется
искусственный криолит.
бура
Na2B4O7.10H2O. в природе - минерал класса боратов, химический осадок
усыхающих бороносных соляных озер (напр., оз. серлс, сша). бесцветные
кристаллы, tпл 60,8 °с, плохо растворяется в воде. компонент флюсов
для сварки металлов, шихты для глазурей, стекла и керамики, моющих
средств, антисептик, консервирующее средство.
борные кислоты: мета борная HBO2
ортоборная, или просто борная, H3BO3 и полиборные общей формулы
nB2O3. m H2O (напр., тетраборная H2B4O7). H3BO3 - слабая трехосновная
кислота; в безводном виде бесцветные кристаллы. применяют для производства
специального стекла и эмалей, в химической и биологической практике
для приготовления буферных растворов; в медицине как антисептическое
средство (в виде водных растворов для полоскания полости рта и промывания
глаз, в виде мази и присыпок при заболеваниях кожи).
поташ
техническое название калия карбоната.
K2CO3, бесцветные кристаллы. очень гигроскопичен. хорошо растворим
в воде. применяют в производстве жидкого мыла, тугоплавкого и хрустального
стекла.
свинца оксиды
PbO, PbO2, Pb3O4. в воде нерастворимы. PbO образует 2 модификации
- глет (красный), и массикот (желтый); применяется в производстве
свинцовых стекол и глазурей. Pb3O4, свинцовый сурик (красный), -
компонент красок, предохраняющих металлы от коррозии. PbO2 (черно-коричневый)
применяется в свинцовых аккумуляторах как окислитель.
сурик свинцовый
пигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4.
применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных
покрытий. ядовит.
сурик железный
природный пигмент от желто-красного до вишневого цвета; основной
компонент - оксид железаFe2O3. используется в лакокрасочных материалах,
образующих свето-, щелоче- и кислотостойкие покрытия.
огнеупоры
материалы и изделия преимущественно на основе минерального сырья,
обладающие огнеупорностью не ниже 1580 °с. различают изделия огнеупорные
(огнеупорность 1580-1770 °с), высокоогнеупорные (1770-2000 °с) и
высшей огнеупорности (св. 2000 °с). наиболее распространенные виды
огнеупоров: шамотные, магнезиальные, динасовые. по химической природе
различают кислые, основные и нейтральные огнеупоры. изготовляют
в виде кирпичей, порошков, обмазок и т. д. применяют для кладки
промышленных печей, топок и других теплотехнических агрегатов.
шамот
огнеупорная глина или каолин, обожженные до потери пластичности,
удаления химически связанной воды и определенной степени спекания.
в измельченном виде компонент шамотных масс при формировании огнеупорных
изделий.
динас
кислый огнеупорный материал, содержащий не менее 93% кремнезема.
изготовляют из кварцевых пород на известковой связке (2-3%). применяют
в кладке промышленных печей.
электрокорунд
синтетический корунд (88-99% Al2O3), получаемый плавкой глиноземсодержащего
сырья в электрических печах. применяется как абразивный, огнеупорный
материал, для изготовления литейных форм и стержней и т. д.
1. СТЕКЛОВИДНАЯ ЧАСТЬ.
1.1 СЫРЬЕ
И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВАРКИ ЭМАЛЕЙ И СМАЛЬТ:
-Чтобы сварить хорошую прозрачную эмальт для меди, нейзильбера,
мельхиора, томпака, серебра или смальту, надо иметь такие химикаты:
- маршалит (т.е. кварцевый песок промышленного помола);
- бура или борная кислота;
- поташ (K2CO3);
- углекислый натрий (сода) или натриевую щелочь;
- свинцовый сурик или иные оксиды свинца.
Компоненты обязательные; из списка можно
убрать, разве что, поташ.
Кварцевый песок до состояния порошка можно растереть самому, с
помощью фарфоровой ступки и пестика. Но речь при таком методе может
идти лишь о десятках грамм. Впрочем, в технологиях ювелирных эмалей
десять грамм - это много.
Теоретически: в составе эмалево-смальтовой шихты можно расплавить
обычный нерастертый песок. Для эмалевых технологий этот сплав будет
непригоден, а для использования в качестве смальт может оказаться
приемлем вполне.
Заглушить эмаль и смальту легче всего с помощью большого количества
красителя. Полной непрозрачности добиться будет трудно, однако,
в слое, нанесенном на металл, эмаль и смальта будут смотреться,
как непрозрачные.
Рекомендуемые в учебниках красители - пожалуй, единственное, что
в реальности "работает" так же, как это описано в таблицах.
Соединения кобальта дают синий, сине-фиолетовый, сине-черный цвет;
оксиды меди окрашивают в зеленый и лазуревый; соединения серебра
красят в благородно-желтый, с возможностью получения при наводке
красных окон и прострелов (пинков); оксиды марганца создают коричнево-красный
цвет, обычно с фиолетовыми оттенками; т.п. Цвет воспринимается по
разному на различной подложке и при разной толщине эмали, при различно
обработанных смальтовых накладках. Подложка с нерастворившимся в
эмали оксидным слоем приглушает цвет; в смальтовых накладках этот
эффект наличествует почти всегда.
1.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ БИТОГО СТЕКЛА, ХРУСТАЛЯ, НЕПОДХОДЯЩИХ
ПО ЦВЕТУ ИЛИ ИНЫМ КАЧЕСТВАМ ЭМАЛЕЙ И СМАЛЬТ :
Вполне допустимо для смальт.
Для эмалей важно знать точные исходные составы каждого входящего
компонента; составы хрусталей, других "чужих" стекол всегда
неизвестны. Хотя путем многочисленных варок можно "поймать"
нужную зону. Но это - нерациональная работа.
2. МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОДЛОЖКА.
Самое доступное и, пожалуй, технологичное
- обычная медь.
Красивые названия нейзильбер, мельхиор, томпак
- всего лишь медные сплавы. Первые два внешне похожи на сплавы драгоценных
металлов. Использовать их следует в тех случаях, когда подложка
"работает" на просвет или в монолитном поле эмалью либо
смальтой покрываются лишь отдельные участки.
Для эмалевых работ оптимальны толщины медных
пластинок 0.6-1.0 мм. Медь тощиной 0.6 мм еще режется обычными бытовыми
ножницами.
3. ОПРАВА И СКАНЫЙ
НАБОР.
Оправа для эмалевых вставок - самостоятельное или выполненное специально
для эмалевых декоративных элементов художественное изделие. Например,
ваза, кубок, шкатулка, женское ювелирное украшение, набор из паяной
или сварной филиграни. Эмалевый декоративный элемент - это, как
правило, нанесенные на металл комбинации эмалевых фонов и рисунков.
Декоративный элемент можно прикрепить к основе за счет механических
зажимов (усики, распорки, стопорные кольца), посредством пайки или
приклеить клеем.
При технике оконной и выемчатой эмали декоративный элемент не изготавливается
отдельно, а соединяется с основой монолитно на стадии обжига декоративного
эмалевого покрытия и живописного или росписного эмалевого рисунка.
Смальтовые фрагменты или приклеиваются, или помещаются в специальную
оправку, обычно из металла. В мелких ювелирных и художественных
изделиях способы закрепления смальт обычно такие же, как для декоративных
и драгоценных камней.
Лучшие пожелания, AVER.
|