Литье
под филигрань, вставки из бюрюзовой смальты
Филигрань,
живописная эмаль
Эмалево-смальтовая
абстракция
Эмали ювелирные.
Стандартная цветовая палитра
Перегородчатая
и выемчатая эмаль, исполненная в упрощенных цветовых формах
Традиционная
"ленточная" мозаика
Мозаичные
элементы из смальты с тонкой цветовой градацией
Напольная
смальтовая мозаика
ПРИМЕРЫ ОБОРУДОВАНИЯ:
Силовой
трансформатор для маломощной варочной печи
Мощный
сварочный трансформатор заводского изготовления
ЛАТРЫ,
на базе которых можно самостоятельно сделать среднемощный силовой
трансформатор для варочной печи
Февка
для пайки филиграни и оплавления эмалей и смальт
Муфельная
печь заводского изготовления
|
|
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
1.1
ТИПОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
ЭМАЛЬ
(финифть) (франц. email, от франкского smeltan
— плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также
сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения
золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Окрашенная
окислами пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность
и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный
цветной слой.
СМАЛЬТА
(нем. Smalte), цветное непрозрачное стекло
в виде кубиков или пластинок, применяемое для создания мозаик.
1.2 ЗАМЕЧАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛА - ПРАКТИКА:
ЭМАЛЬ
- эмаль для керамики называется глазурью
- производственная глазурь для фаянса имеет мало общего с ювелирными
эмалями и смальтами; на технологическом уровне решаются совершенно
разные проблемы
- эмаль для художественного фарфора, особенно та, что применяется
в живописном процессе, близка к ювелирной
СМАЛЬТА
- может быть и прозрачной
- применяется не только для мозаик, но и, например, для инкрустаций,
накладов на декоративно-прикладные и ювелирные изделия
- по технологии изготовления смальта мало чем отличается от эмали;
фактически является эмалью с некоторыми упрощенными физическими
характеристиками
ИНКРУСТАЦИЯ
(позднелат. incrustatio, букв. — покрытие корой), украшение изделий
и зданий узорами и изображениями из кусочков стекла, смальты, мрамора,
керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые прикреплены
(врезаны, приклеены, прикручены, пр.п.) к поверхности и отличаются
от нее по цвету или материалу.
Стеклянная и смальтовая инкрустация отличается от мозаики, главным
образом, незначительной проработкой базового рисунка и меньшей тщательностью
подгонки инкрустационных элементов друг к другу.
Инкрустационные элементы могут не иметь общей границы и быть различными
по форме, располагаясь на фиксирующей основе в относительном отдалении
один от другого.
2. ВИДЫ ЭМАЛЕЙ И СМАЛЬТ
Эмали и смальты бывают прозрачные и непрозрачные
(глухие), тугоплавкие, среднеплавкие и легкоплавкие.
Эмали также различаются по способу нанесения
и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые эмали заполняют
ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными
или как-то иначе закрепленными на металлическую поверхность ребром
по линиям узора, передают четкие линии контура. Выемчатые эмали
заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке)
в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Эмали
по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передать
объемные формы, достигать живописных эффектов, так как эмалевая
масса стекает с высоких частей рельефа, и появляются сочетания прозрачных
и непрозрачных пятен, дающих ощущение теней. В расписной (живописной)
эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается
эмалевыми красками (их почему-то называют огнеупорными, хотя они
более легкоплавки, нежели фоновая эмаль). Эмали бывают также по
скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками.
Смальты имеют те же цветовые классификации, что эмали; технологически
подразделяются на обрабатываемые (обтачиваемые), литые, произвольные
(по форме). Плюс большое количество разновидностей смальтовых имитаций
(обычно на основе простого стекла).
3. НЕКОТОРЫЕ ШКОЛЫ
ЮВЕЛИРНЫХ ЭМАЛЕЙ
3.1
ТИПОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
Эмали, по-видимому,
изобретены в Древнем Египте (это были перегородчатые эмали, и использовались
они для амулетов и украшений). В Византии в 10-12 веках была развита
перегородчатая эмаль на золоте. К 12 веку сложились европейские
школы эмали, среди которых наибольшую известность приобрела школа
лиможской эмали. Европейские эмали применялись на раннем этапе для
украшения церковной утвари, окладов икон и в эстетическом отношении
дополняли яркие пятна витражей.
С конца 14 — начала 15 веков в технике эмали выполнялись предметы
светского характера. В 18 веке на первый план выдвинулась эмалевая
портретная миниатюра и живопись, стилистически мало отличающаяся
от станковой, особенно охотно такие портреты и небольшие сценки
изготовлялись в эпоху рококо. В 19 веке трудоемкая техника эмали
пришла в упадок и возродилась в сочетании с драгоценными камнями,
жемчугом и др. лишь в эпоху модерна в Париже, Брюсселе, Вене, где
изготавливались украшения, табакерки, веера.
Особенно охотно использовал эмали Рене Лалик, известный также как
новатор художественного стекла. Эмали применялись им и для украшения
стеклянных изделий. Новаторский подход к изделиям из эмалей отличает
и Луиса Тиффани, так много сделавшего в американском модерне.
Среди восточных эмалей особенно выделялась по своим художественным
достоинствам китайская перегородчатая эмаль, украшавшая всевозможные
коробочки, детали оружия. Для китайских изделий характерен природный
орнамент с изображениями зверей и птиц.
Русская финифть
Перегородчатая эмаль известна в Киевской Руси с 11 века и выполнялась
она по византийским образцам. В 16-17 веках у московских мастеров
получили распространение эмали по скани — прозрачные многоцветные
эмали густых насыщенных тонов на золотых изделиях. Развитие расписных
эмалей по меди удешевило производство и сделало эмалевые изделия
доступными для широкого круга, особенно популярно в 17 веке было
искусство усольской (сольвычегодской) росписи по эмали. Светские
изделия украшаются цветочными узорами, забавными сценками, живо
передающими дух эпохи. В 18-19 веках в Ростове Великом с изготовления
икон в технике расписной эмали началась ростовская финифть. В 18
веке в моду вошла эмалевая портретная миниатюра, развивавшаяся в
русле европейских тенденций. М. В. Ломоносов разработал новую палитру
эмалевых красок из отечественных материалов. В Петербургской Академии
художеств был основан эмальерный класс.
Второе рождение ювелирные изделия с эмалями пережили в конце 19
— начале 20 веков, когда их широко применяли такие прославленные
фирмы, как Фаберже, Овчинникова, Оловянишникова. Фаберже использовал
практически все техники эмали, особенно интересны муаровые узоры
текучих линий. Фактура, подобная снежинкам и чешуйкам, придавала
изделиям особую игру света. Под влиянием русских эмалей к ним возобновился
интерес и во всем мире.
3.2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
Современные школы ювелирной эмали и смальты
в России и Украине существуют, в основном, на уровне отдельных мастерских
и отдельных мастеров, которые занимаются реставрацией, декоративно-прикладными
художественными работами, художественной бижутерией, обучением художников
и технологов, штучным ювелирным производством. Уровень этих школ,
обыкновенно совсем неизвестных, часто очень высок. Информацию о
своих технологиях мастера традиционно либо скрывают абсолютно, либо
в имиджевых и рекламных публикациях описывают давно известные методики,
аналогичные Флерову и Бреполю, которыми сами не пользуются и не
рекомендуют своим ученикам. Патентование рецептов, технологий в
этой сфере (за исключением специальных и легкоплавких стекол) тоже
не распространено. Школы рождаются, расцветают и исчезают совсем,
невосстановимо.
По-прежнему работает Красное село - школа с вековыми традициями.
Общедоступным обучением по предмету, кроме нас (Харьковские курсы
"ЭМ-ФИ" (ЭМАЛЬ - ФИЛИГРАНЬ) на базе технологической мастерской
"Кооператив "Товарищ"), не занимается, на сколько
нам известно, никто.
|
|
3.3.
КОММЕНТАРИЙ ПРОФЕССИОНАЛА - ПРАКТИКА:
- Можно ли создать свою хоть маленькую творческую школу,
опираясь на знания, рецепты и инструкции, полученные на Курсах "ЭМ-ФИ"?
- Да. И Школа эта может получиться очень интересной и своебразной.
Требуется лишь быть увлеченным этим делом и умно экспериментировать.
Более того, у многих, кто пришел в эту сферу, природный дар; тут
не требуется много слов, достаточно нескольких намеков, устранения
сомнений, подтверждения собственных мыслей, обнаружения аналогий...
Для этих людей главное - избранные консультации по интересующим,
проблемным для них, вопросам. Получив эти консультации (методики.
инструкции ...), они становятся самостоятельными величинами сразу.
Курсы же в целом ориентированы на обучение "с нуля" -
материал "разжевывается", делается попытка создания стройной
системы, которая, во-первых, обеспечит учебный результат, а, во-вторых,
в самом желанном случае, приведет наших учеников к неординарным
творческим достижениям.
Мы не настроены на тотальное сокрытие секретов. Мы заинтересованы
в продолжении и расширении "Школы Кооператива "Товарищ".
Учебный процесс предполагает простое и в то же время достаточно
серьезное техническое оснащение и сырьевое обеспечение. Этим вопросам
на Курсах "ЭМ-ФИ" посвящается почти полностью Вводный
блок; нередко приходится еще делать специальный перерыв. Тем, кто
имеет намерение обучаться дальше именно практической стороне дела,
следует предпринять уже сейчас определенные подготовительные действия.
Данный фактор будет подробней затронут в Уроках 2 и 4.
Учебная статистика в ее непосредственном виде - благоприятная.
По дневной форме у нас закончили курсы (в основном - это роспись
по горячей эмали и к филигранщики) порядка двух тысяч человек. Половина
из них отлично или просто хорошо рисует, комбинирует, паяет, сваривает,
владеет технологическими приемами и оборудованием ... Процентов
10 выделяются либо особо скоростными навыками работы, либо склонностью
к моделированию. Более десятка человек создали свои мастерские ("маленькие
творческие школы"), хотя задача такая нами не ставилась.Удовлетворительно
работать с эмалевым рисунком, смальтовыми покрытиями и с металлами
научились все.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Зайдите в местный ювелирный магазин, художественную галерею
и посмотрите, какие изделия выполнены с использованием эмальерных,
смальтовых и филигранных техник; попытайтесь представить, как это
сделано на технологическом уровне.
2. В магазинах фототоваров, химреактивов присмотритесь к таким наименованиям,
как бура, борная кислота, поташ, сернокислый или углекислый натрий,
гидроокись меди, медный купорос, анлогичные соединения железа и
других металлов, хромпик, марганцевокислый калий, цинковые белила
...
3. В магазинах хозтоваров и электротоваров обратите внимание на
сварочные трасформаторы, автотрансформаторы (нам нужно некое подобие
ветхозаветных школьных ЛАТРов), толстые гибкие провода, медный и
стальной лист, нихромовый провод, асбестовую или подобную ей жаростойкую
ленту, термостойкий пористый кирпич.
СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ МОЖЕТЕ ЗАТЕМ ОФОРМИТЬ В ВИДЕ ВОПРОСОВ В НАШУ РАССЫЛКУ.
НА ОСОБО ИЗЫСКАННЫЕ (ГЛУБОКИЕ) ВОПРОСЫ ВАМ, ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ,
ОТВЕТИТ ЛИЧНО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.
Дополнительную информацию
см. в разделе Технологические
сведения
|
|