smalta@ukr.net                em-fi@yandex.ru         Харьков 

Статьи. Статьи...

- Мозаики
из смальты
- Кремний

Искусство и технология
ювелирной эмали, финифти, филиграни
        • Курсы по технологии и мастерству
        • Статьи .Рецепты. Творческие приемы.

Статьи. Статьи...

- Мозаики
из смальты
- Кремний

Народные промыслы и ремесла,  ювелирная эмаль, смальта, роспись, скань, филигрань, финифть
      <     
 
 
 

Варка эмали и смальты
 
Роспись по горячей эмали
 
Основы техники финифти
 
Техника филиграни
 
Смальтовая мозаика
 
Основы художественного литья из цветных металлов
 
 
 


 

   Цифровые товары:




































 
 

 

-------------------------------------------------------------------------------

АФОНСКИЕ СВЯТЫЕ
в храме
Воскресения Христова


--------------------------------------------------------------------------------

Мозаика. Храм Спас-на-Крови. 10х15 см. 1996 г.
Автор Лаврененко



Программа
Варка эмали

Программа
Роспись

Программа
Финифть

Программа
Филигран
ь

 

 

 

 

К истории реставрации и воссоздания мозаичных миниатюр
Неожиданно ярким разноцветьем открывается взору храм Воскресения Христова, когда поворачиваешь с Невского на Екатерининский канал, а по-европейски сдержанное архитектурное окружение лишь усиливает это впечатление.
Собор, освященный в 1907 году, возвели на месте смертельного ранения императора Александра II. И потому не случайно архитектор А.А. Парланд в качестве прообраза выбрал столпообразный шатровый храм, возникший в XVI веке как тип храма-памятника.
О достоинствах архитектуры собора спорили много, но очевидно одно – его мозаичное убранство поистине уникально. Нигде в мире нет такого масштаба мозаичных росписей, украшающих собор как внутри, так и снаружи, – это галерея русской религиозной живописи конца XIX века. Над созданием картонов для мозаик трудились самые знаменитые живописцы этого периода – В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.И. Харламов, Н.П. Шаховской. Но мало кто знает, что в оформлении собора использован широкий диапазон мозаичной техники: от масштабных, в духе византийских мозаик монументальных композиций, до миниатюрных икон, выполненных в ювелирной технике римской мозаики, набранной из элементов размерами не более двух квадратных миллиметров (и даже меньше!).
В советские годы храм Воскресения Христова, или Спас-на-Крови, как его называли в народе, едва не повторил судьбу московского храма Христа Спасителя, но не избежал печальной участи: как и многие другие храмы России, он подвергся разграблению. Сменяя друг друга, в уникальных интерьерах размещались в разные годы овощехранилище, морг, склад декораций, а одно время – даже камнерезная мастерская, материалами для работы которой служило драгоценное убранство памятника.
Реставрационные работы в храме начались лишь в 1979 году, когда из восьми тысяч квадратных метров украшавшей храм мозаики уже было утрачено до 20%. После многолетней реставрации собор был открыт для всеобщего обозрения 19 августа 1997 года – к 90-летию освящения, однако многое еще предстояло сделать, в том числе и по реставрации и воссозданию 12 миниатюрных мозаик центрального иконостаса.

Мозаика.
Св. Прокопий.
34х18 см. 1861 г.
Автор Линдбладт


Рукотворный минерал
Станковая живопись недолговечна. Живописный оригинал, по мнению реставраторов, живет не более трехсот лет. А над яркостью красок сверкающего стекла время не властно. Смальта – чудесный материал!
Однако изготовление мозаики из смальты – чрезвычайно трудоемкий процесс, тем более миниатюрной. Прежде чем работа будет завершена, мозаике дважды грозит «смертельная» опасность. Первая – при изготовлении материала, а вторая – в конце работы, когда мозаичный набор скрепляется клеящим составом.
Сначала о материале. Смальту можно назвать рукотворным минералом, а изготовление его – особым родом искусства. Искусство смальтоварения и собственно мозаики, пришедшее на Русь из Византии около Х века, к XVIII веку было полностью забыто. Способы производства смальты на короткое время возродил М.В. Ломоносов, создавший со своими учениками немало мозаичных работ. Однако через сто лет этому искусству российским мастерам пришлось учиться заново, теперь уже у итальянцев.
Специально для перевода в мозаику росписей Исаакиевского собора была создана мозаичная студия при Академии художеств.
Помимо монументальных мозаик, в 1861 году по распоряжению вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина в ее мозаичных мастерских были изготовлены 12 уникальных икон – работы из мелкой мозаики по рисункам с оригиналов, находящихся в одном из монастырей на Афонской горе и писаных монахом Панселином 1 .
Изготовление этих мозаик одобрил архитектор К.А. Тон, собиравшийся разместить их в убранстве ковчега дарохранительницы в будущем храме Христа Спасителя в Москве. Однако в 1884 году Александр III решил передать иконы строящемуся храму Воскресения Христова, где они стали частью убранства иконостаса, украсив фланкирующие столбики Царских врат 2 .
Миниатюры набраны из тянутой смальты, которая в зависимости от решаемой живописной задачи имеет вид «дротиков» разной конфигурации сечения – треугольной, квадратной, овальной и т.д. Перед набором мозаики подбираются смальты необходимых
оттенков. Затем они перерабатываются в дроты. На этом этапе возникает первая «смертельная» опасность. Цвет и яркость оттенков можно потерять!

Мозаика.
Св. Димитрий.
34х18 см. 1861 г.
Автор академик Бурухин


Для переработки смальты в дроты нужно знать химический состав и условия производства шмельцов (смальты основных колеров). В XIX веке мастера накапливали палитру колеров, перерабатывая смальту вручную, причем сразу после ее варки. В процессе набора мозаики на одного мозаичиста работали от одного до трех мастеров – специалистов по вытяжке,
которые могли по необходимости сразу изготовить нужные переходные оттенки смальты или дроты требующихся сечений. В настоящее время все эти сложные операции, каждая из которых сама по себе является искусством, выполняются одним человеком.
Как реставрировались иконы
Используя опыт специалистов СНПО «Реставратор» по воссозданию монументальных мозаик в интерьерах храма, автор статьи разработал в 1996 году методику реставрации миниатюр (рассмотренную и утвержденную комиссией при участии заказчика – ГМП «Исаакиевский собор» и КГИОП). Им же были разработаны и изготовлены специальные технологические устройства, позволяющие одновременно решать задачи переработки смальты в дроты необходимой конфигурации, изготовления переходных оттенков от основных колеров смальты, отжига и нарезки дротов. Чтобы достичь гармонии тональных переходов икон, пришлось изготовить дроты более трехсот оттенков. Задачу осложняло то, что основные колеры следовало подбирать в соответствии с оригиналом, что в мозаике невозможно выполнить как в масляной живописи, то есть простым смешиванием красок.

Мозаика.
Св. Евграф.
34х18 см. 1861 г.
Автор Федоров

Реставрация миниатюр началась в 1998 году с образа св. Прокопия, имевшего минимальные утраты и загрязнения. В настоящее время, кроме этой иконы, отреставрированы и установлены на прежнее место в соборе образа святых Димитрия, Евграфа и Диомида. Три из сохранившихся мозаик имели значительные утраты набора, особенно на ликах святых. На всех мозаиках имелись различные загрязнения, в том числе наиболее сложно удаляемые – высолы на поверхности смальты между элементами набора, образовавшиеся из-за резких перепадов влажности и температуры. Процесс удаления загрязнений механическим путем был кропотливым и длительным. Затем изготавливался картон, на котором с максимальной точностью фиксировалась форма сохранившихся корешков смальты или следов от элементов набора. После этого создавался живописный эталон реставрируемой поверхности с разбивкой на модули. Сохранившиеся элементы набора извлекались и наклеивались на специально подготовленную основу – увеличенное в несколько раз изображение воссоздаваемого образа. Попутно выяснялись количество, цвет и конфигурация утраченных элементов набора, и в соответствии с этим изготавливался мозаичный материал. Сохранившиеся фрагменты вместе с вновь изготовленной смальтой устанавливались на прежнее место.
Структура набора миниатюры и монументальной мозаики существенно отличается. Набор монументальной мозаичной живописи приклеивается непосредственно к основе, при этом площадь контакта каждого элемента с ней значительно превышает площадь контакта с соседними смальтами. Миниатюрная же мозаика состоит из столбиков смальты, площадь соприкосновения которых друг с другом значительно превышает площадь поверхности мозаики. Такая мозаика в разрезе представляет собой массив толщиной от 5 до 10 мм.

В поисках утраченного

Мозаика. Св. Пантелеймон.
34х18 см. 1998 г.
Автор Лаврененко


Восемь из двенадцати миниатюрных икон необходимо воссоздать заново – это иконы святых Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеймона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского. Иконы св. Пантелеймона и св. Георгия уже воссозданы и заняли свое место в соборе. Над каждым из этих образов автор трудился около года, так как мозаика состоит из более 20 000 элементов. Процесс воссоздания осложнило отсутствие оригинальных иконографических материалов. Изначально, когда сотрудники ГМП «Исаакиевский собор» приступили к поискам, не были известны даже имена святых на утраченных иконах. Их список, а также документы по созданию икон были случайно найдены в архивах стекольного завода. В отчете о строительстве храма, написанном А.А. Парландом в 1907 году, значилось, что на миниатюрных иконах изображены афонские святые 3 с оригиналов кисти знаменитого греческого живописца XVI века Мануила Панселина. Однако, как показали дальнейшие исследования, афонскими святые именовались лишь по географической принадлежности росписей, с которых делались картоны для мозаик.
Что же касается авторства Панселина, то даже в таком полном подборе фотографий с афонских фресок мастера, как альбом В. Георгиевского 1912 года 4 , образов святых из храма Воскресения не оказалось. Впрочем, на Афоне очень многое приписывается кисти Панселина 5 .
За основу для воссоздания восьми несохранившихся образов были взяты росписи современника Панселина Феофана из Ставроникитской Афонской обители 6 , поскольку именно здесь удалось обнаружить недостающие изображения в соответствии со списком.


Искусство мозаичной миниатюры будет востребовано

Мозаика.
Св. Диомид.
34х18 см. 1861 г.
Автор Линдбладт

К середине XIX века мозаика стала почти исключительно репродукционной техникой, имитирующей приемы станковой живописи. Это достигалось путем подбора тончайших переходов оттенков смальты и тщательнейшей подгонкой элементов набора. В этой области искусства были созданы настоящие шедевры, но искусство мозаики в целом переживало упадок. Миниатюрные иконы Спаса-на-Крови уникальны еще и тем, что в них сохранена специфика именно мозаичного искусства: они имеют вид монументальной мозаики, поскольку набраны на скол, то есть не отшлифованы. Благодаря бликам элементов такой мозаики изображение словно оживает. Это особенно заметно при изменении интенсивности и направления освещения. Благодаря этому можно оценить удивительные возможности смальты как превосходного изобразительного материала.
В последнее время, когда в России вос-создается много памятников храмовой архитектуры, возрастает интерес и к византийским корням нашей культуры. Есть надежда, что искусство мозаичной миниатюры будет востребовано, и его через сто лет не придется возрождать заново!
Завершить эту статью можно словами великого русского философа К.Н. Леонтьева: «...я напомню еще, что наша серебряная утварь, наши иконы, наши мозаики, создание нашего византизма, суть до сих пор почти единственное спасение нашего эстетического самолюбия на выставках, с которых пришлось бы нам без этого византизма бежать, закрывши лицо руками» 7 .

1 РГИА ф. 468, оп. 10, д. 1121, 1862 г., лист 2 «О мозаичных образах, переданных в АХ».
2 Там же, лист 32.
3 Отчет архитектора А.А. Парланда о строительстве Храма Воскресения Господня на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге. Издательство Товарищества Р. Голике и Вильборг, 1907.
4 Георгиевский В. «Фрески Панселина в Протате на Афоне». Издание Императорского Русского археологического общества. СПб., 1912.
5 «Письма о пресловутом живописце Панселине Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе, архимандриту Антонину». Труды Киевской духовной академии, 1867.
6 «Тhe Cretan painter Theophanis. The holy monastery of Stavronikita», Chatzidakis Manolis. Тhe Cretan Mount Athos., 1986.
7 Константин Л.К. «Византизм и славянство». М., 1993.

Источник: Дизайн и Строительство
http://www.d-c.spb.ru/archiv/17/11/index.htm

 

Программа
Варка эмали

Программа
Роспись

Программа
Финифть

Программа
Филигран
ь

в начало страницы

перечень всех статей

на главную страницу

 

 



14. Кремний -Silicium (Si).

Третьим элементом, наиболее распространенным в природе, является кремний. Название этого элемента произошло от латинского "ляпис креманс", что значит - камень, дающий огонь. Так назывался твердый камень, дававший при ударе искру и долгое время служивший человеку вместо спичек для получения огня. После изобретения огнестрельного оружия кремень использовали для зажигания пороха в кремневых ружьях и пистолетах.

"Камень, дающий огонь", или кремень , как обычно называют его, - одно из многочисленных соединений кремния, часто входящее в состав большинства горных пород.

Это песок морских берегов, рек, бескрайних пустынь, мощные отложения глин, песчаники и сланцы, граниты и гнейсы, горные хребты и земная кора на глубину до 20 км состоят, главным образом, из соединений кремния. На долю кремния приходится около 17 % от общего числа атомов земной коры, или 30% от ее веса. И не случайно академик А. Е. Ферсман назвал кремний основой земной коры.

Самым распространенным в природе соединением кремния является кремнезем, или кварц.

Чистая и прозрачная разновидность кварца, называемая горным хрусталем, была известна уже древним грекам. Они считали горный хрусталь льдом, так сильно замерзшим, что он навсегда утратил способность таять. Греки называли горный хрусталь кристаллом - "кристаллос", что значило лед. Впоследствии это слово вошло в минералогию и, получив широкое распространение, стало употребляться для обозначения твердых тел, имеющих форму правильных многогранников.

Кроме горного хрусталя, кристаллы которого достигают иной раз огромной величины (нескольких метров), кварц встречается в природе в виде окрашенных соединений. Среди них чистые и прозрачные разновидности, окрашенные в фиолетовый (аметисты) и в лимонно-желтый цвет (цитрины) относятся к числу драгоценных и полудрагоценных самоцветов. Общее число разновидностей кварца достигает двухсот, количество природных соединений, содержащих кварц, измеряется многими сотнями.

Сейчас невозможно точно сказать, кто и когда изобрел стекло, так же как невозможно указать, кто и когда впервые обжег горшок, слепленный из глины. Известно лишь, что стекло является одним из древнейших изобретений человечества. Так, ожерелье, найденное на шее мумии египетской царицы Хатшепсут, состоящее из зеленовато-черных стеклянных бусин, насчитывает 3400 лет. Еще старше возраст стеклянной бусины из могилы города Фив, насчитывающей 5500 лет.

Высокого совершенства в стеклоделии достигли мастера древнего Рима. О большом искусстве получения цветных стекол свидетельствует мозаичный пол с изображением цепной собаки. Эта мозаика была обнаружена в одном из домов при раскопках Помпеи. Еще более оригинальна мозаика в вилле римского императора Адриана, известная в искусстве под названием "Неподметенный пол". Выложенная на полу столовой, она изображает его неподметенным: на полу разбросаны кости от съеденной дичи, хлебные крошки, различный мусор.

Римские стеклоделы были также большими мастерами производства различных изделий из стекла. Они делали кувшины для воды, масла и вина; чаши и кубки, вазы; специальные сосуды, так называемые труллы, служившие для омовения рук; слезницы - крошечные флакончики для духов. Некоторые из таких предметов дошли до наших дней; они бережно хранятся в музеях крупнейших городов Западной Европы. Среди образцов подлинного искусства особого упоминания заслуживает ваза Аюджио из дома богача Мелегера в Помпее. Это красивейший сосуд из темно-синего стекла, украшенный венком из винограда и плюща, сделанным из мелочно-белого стекла. Подобным шедевром является и ваза, найденная в гробнице римского императора Александра Севера, из темно-голубого стекла, украшенная резными рисунками, изображающими греческий миф о Язоне и волшебнице Медее.

Изучение состава древнерусских стекол домонгольского времени показывает замечательную самобытность русских мастеров, сумевших создать совершенно оригинальную рецептуру. Наиболее типичными для древнерусского самобытного стеклоделия являются свинцово-кремнеземные, калиево-свинцово-кремнеземные стекла. Из них древнерусские умельцы изготовляли бусы, браслеты, мозаику, посуду, оконные стекла. Свинцово-кремнеземные стекла были обнаружены также в Польше. В других странах стекла такого состава еще не найдены.

Одно из самых древних изобретений - стекло - приобрело в жизни человека огромное значение. Стекло видно всюду, оно на каждом шагу - в повседневности нашего быта, в промышленности, в технике, в науке, в произведениях искусств. Оконное, бутылочное, ламповое, зеркальное стекло; стекло домашней, хозяйственной, лабораторной посуды и аппаратов; стекло оптическое - от стекол очков до сложных анастигматов фотокамер; линзы бесчисленных оптических приборов - от микроскопов, открывающих огромный, но для простого глаза .невидимый мир, до телескопов, уносящих нас в бесконечные просторы мироздания. Трудно перечислить все области применения стекла и невозможно сосчитать различные предметы, сделанные из него.

Большой вклад в развитие художественного стеклоделия в России был внесен Ломоносовым. В созданной им в 1748 г. химической лаборатории было проведено около 4000 опытов по варке цветного стекла, для которых Ломоносов "не только рецепты сочинял, но и материалы ... своими руками по большей части развешивал и в печь ставил...".

На основе рецептов, разработанных Ломоносовым, стекольный завод, также созданный его усилиями в Усть-Рудице в 1753 г., начал изготовлять стекло: "разноцветное прозрачное для выделки бисера, стекляруса, посуды и прочих "галантерейных изделий"; и непрозрачное, так называемая смальта, для мозаики". Из смальты Ломоносов выполнил несколько мозаичных картин, среди которых "Полтавская баталия" получила наибольшую известность и сохранилась до наших дней.

Успехи химии в области изучения свойств стекла сделали его материалом, из которого изготовляются несгораемые ткани, театральные занавеси, декорации, ковры, изоляционные ленты, вата, войлок и многие другие предметы техники и быта.

Ценные свойства кварца (пропускает ультрафиолетовые лучи, малый коэффициент расширения, химическая инертность, тугоплавкость и др.) обеспечили ему широкое применение в различных областях науки и техники.

Тончайшие, исключительно прочные, нити, получаемые из кварца, расплавленного в пламени гремучего газа, применяются в точных электроизмерительных приборах и инструментах для подвешивания деталей (стрелок, указателей, рычагов и т. д.). Из тугоплавкого кварцевого стекла изготовляют термометры для измерения высоких температур. Малый коэффициент расширения позволяет употреблять кварц для изготовления сосудов, трубок, лабораторной посуды и разнообразной химической аппаратуры, применяемой в условиях резких колебаний температуры. Оптические свойства кварца обеспечивают его применение в производстве всевозможных оптических приборов, в изготовлении ламп "горного солнца", в устройстве закрытых соляриев и т. д.

Есть еще много других минералов, содержащих соединения кремния, которые также находят разнообразное применение в технике. Одни из них за прочность и красивый вид (гранит, порфир, лабрадор и др.) используются как строительный и отделочный материалы; другие, обладая исключительной твердостью, применяются в качестве так называемых точных камней в разнообразных измерительных приборах, от часовых механизмов до аналитических весов и аппаратов специального назначения; третьи - цементы, обладая способностью в смеси с другими веществами связывать воедино щебень, камни, кирпичи, широко применяются в строительстве; четвертые - за безукоризненную прозрачность, чистоту и блеск ценятся как самоцветы и, наконец, пятые, обладающие пестрой, яркой, необычной окраской (яшмы, нефрит, халцедоны), употребляются в художественных изделиях, которые украшают дворцы и музеи.

Важнейшее соединение кремния - кремнезем - необходим для жизни растений и животных. В растениях кремнезем накапливается в стеблях, что значительно повышает их механическую прочность. Как бы ни были сильны порывы бури и удары водяных струй грозового ливня, тонкие колосья хлебных злаков выдерживают их, гнутся иной раз до самой земли, но не ломаются. Кремнезем входит в состав не только крупных растений, но и мельчайших из них - диатомовых водорослей. Кремний нужен и животным. Птицы без кремнезема не создают прочной скорлупы яиц. Некоторые виды губок строят опорные образования своего тела также из кремнезема. Нежные комочки живой материи, известные под названием радиолярий, создают непревзойденные по своей красоте скелеты из кремнезема. Кремнезем есть и в организме человека. Больше всего содержится кремнезема в стекловидном теле глаза, где количество его достигает до 0,06% по весу. Однако биологическая роль кремнезема в человеческом организме до сих пор еще недостаточно ясна.

Кремний - это мелкий бурый порошок или серые, твердые, но довольно хрупкие кристаллы (пл. 2,4). В кристаллическом состоянии кремний хорошо проводит тепло, обладает металлическим блеском. Однако электропроводность, столь характерная для металлов, у кремния весьма мала и составляет 0,001 электропроводности ртути.

Кремний тугоплавок (он плавится при 1415° еС), кипит же при 2360°С. При комнатной температуре кремний инертен, но при нагревании выше 500°С становится реакционноспособным и соединяется с кислородом, серой, хлором, бромом и другими элементами. Хорошо растворяясь в расплавленных металлах, кремний образует с некоторыми из них (железом, медью, платиной и др.) силициды.

В технике применяют сплав кремния с железом- ферросилиций. Ферросилиций непосредственно используется для изготовления кислотоупорных изделий. В металлургии ферросилиций применяется для введения кремния в различные сорта специальных сталей.

Новейшие достижения химии по получению чистейшего кремния открывают широкую дорогу в области полупроводниковой техники. Создание кремниевых выпрямителей следует считать одним из величайших достижений современной науки. С помощью кремния, в некоторой мере, была осуществлена мечта о непосредственном преобразовании солнечной энергии в электрическую. Искусственные спутники Земли получали электричество от солнечных кремниевых батарей. Она не только обеспечивала энергией всю аппаратуру спутника, но и заряжала их аккумуляторы, вступавшие в строй при переходе спутника в область земной тени. Успехи химии высокомолекулярных соединений ввели в круг интересов химиков-синтетиков и кремний.

Способность кремния соединяться с кислородом, образуя цепные структуры (так называемые силоксановые группировки), дает возможность получать большое число различных соединений. Среди них - смазочные масла, сохраняющие присущие им свойства в интервале температур от -60°С до +200° С; антипенные жидкости, предупреждающие вскипание смазочных масел в механизмах; соединения, обладающие водоотталкивающими свойствами; изоляционные материалы; пластмассы и многие другие вещества.

До недавнего времени казалось, что наука многое знает о кислородных соединениях кремния. Но оказывается, что при очень высоких давлениях происходит перестройка кристаллов. В лаборатории академика Л. Ф. Верещагина было получено соединение кремния с кислородом, которое имеет особую структуру и высокую плотность, равную 4,35, т. е. почти на 64% больше, чем у кварца.

Расчеты показывают, что средняя плотность Земли 5,5, а это по мнению ученых означало наличие железа и других тяжелых металлов в глубоких слоях. А не состоят ли глубокие слои из этого нового минерала, названного американскими учеными стиповеритом по первым буквам имени молодого ученого-комсомольца С.Стишова и еще двух ученых - Попова и Верещагина, открывших этот минерал?

Любопытно, что минерал стиповерит теперь обнаружен и в кратере Аризонского метеорита, о котором написано в рассказе о железе.

В свободном состоянии кремний был получен французскими учеными Гей-Люссаком и Тенаром в 1811 г., однако истинную природу кремния установил спустя 14 лет шведский химик Я. Берцелиус.

Оригинальным путем (реакцией цинка с хлористым соединением кремния) свободный кремний был получен в 1865 г. русским ученым Н. Н. Бекетовым.


Источник: http://kiae-erics8.dialup.relcom.ru/Reference/pi/
picanal.narod.ru/ximia/14.htm

 

Программа
Варка эмали

Программа
Роспись

Программа
Финифть

Программа
Филигран
ь

в начало страницы

перечень всех статей

на главную страницу

 


     
 
     
 


 

 

 

 

 

 

 

   
 
   
 
 
 
   Copyright 2001-2004 Ltd "Practika XXI"   e-mail: em-fi@yandex.ru
      http://www.em-fi-kursi.narod.ru
Хостинг от uCoz