Курсы "ЭМ-ФИ"
em-fi-kursi.narod.ru

Искусство и технология
ювелирной эмали, финифти, филиграни
        Курсы по технологии и мастерству
        • Статьи .Рецепты. Творческие приемы.
Дистанционное обучение
FREEKURS
эмаль
смальта
филигрань
мозаика
 
 
 
Варка эмали и смальты
Роспись по горячей эмали
Основы техники финифти
Техника филиграни
 
 






 




 
 

Бесплатный начальный курс

Урок 5 и 6 (начало)

Бесплатный начальный курс по искусству и технологии художественных эмалей и смальт состоит в полной редакции из шести следующих тематических уроков :

Урок 1. Общеознакомительное. Прикладные сферы художественных эмалей и смальт

Урок 2. Оборудование и инструменты, необходимые для учебного и производственно - художественном процесса

Урок 3. Материалы: стекловидная часть, металлическая подложка, оправа, сканый набор

Урок 4. "Блеск - признак алмаза". Физико-оптические характеристики эмалей и смальт

Урок 5 и 6. О художественных техниках. Росписываем, живописуем, заливаем, накладываем, вставляем...

По каждому уроку допускается задать вопросы. Ответы по ним могут иметь для вас серьезное практическое подспорье.

Бесплатный начальный курс предназначен не для праздно любопытствующих, а для людей, оценивающих свои материально-технические возможности перед принятием решения серьезно обучаться на платных Практических курсах (варка эмалей и смальт, смальтовая мозаика и инкрустация, ювелирная и интерьерная филигрань, ювелирная и интерьерная эмалевая роспись и живопись, цветное декоративное литье, пр.)

 

 
 

 

Урок 5 и 6 (окончание).

О художественных техниках. Росписываем, живописуем, заливаем, накладываем, вставляем...

 

 

 

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭМАЛЕЙ И СМАЛЬТ.

1. Нетрадиционные ювелирные изделия.

Имеются ввиду индивидуальные творческие образцы и изготовление сложных художественных ювелирных произведений по индивидуальным заказам.

Для среднего ювелира и дизайнера эти заказы недоступны, тем более, если он проживает вне столичных городов.

Хотя, конечно, всегда есть возможность делать что-либо для "души". На начальной стадии это неактуально.

 

2. Реставрация икон, предметов и объектов (комплексов предметов) старины, поврежденных индивидуальных или дорогостоящих серийных изделий.

Работа, в целом, тонкая и интересная, требует самостоятельных теоретический разработок и многочисленных проб и опытов.

 

3. Традиционные ювелирные изделия и традиционная ювелирная бижутерия.

Сфера деятельности доступная всем. Не требует специального поиска клиентуры. Продукция реализуется через ювелирные магазины, художественные салоны, отделы галантереи и бижутерии.

Проблемные моменты: получение разрешения на работу с драгоценными металлами, невозможность полностью удовлетворить стандартные санитарные и технические условия.
Первое сопряжено с особой системой охраны, с многочисленными подтверждающими документами. Второе связано с токоподводом, с необходимостью установки очистительных фильтров, с оплатой за воду и электроэнергию по промышленным ставкам.

Проблемы эти преодолеваются двумя путями. Первый, помещение для мастерской арендуется в производственном здании (в заводском цехе).
Второй, мастер организует рабочий уголок у себя на кухне или на балконе, никому об этом не рассказывает, не доводит дело до того, чтобы горел счетчик и провода, чтобы в окно валил дым, привлекающий полмикрорайона, не стучит молотком в неположенное время, не распростаняет в общий коридор благоухания ортофосфорной и азотной кислот. По собственным наблюдениям могу сказать, что это удается всем более или менее аккуратным людям. А тому, кому не удается, противопоказано заниматься не только горячими ювелирными и художественно-дизайнерскими технологиями, но и вообще подходить к электросчетчику и прикасаться к бутылкам с кислотами.

В Практическом курсе эти нюансы учитываются, поэтому изучаются специальные подразделы "Создание рабочих зон низкого напряжения и обеспечение сохранности электросети здания" и "Как безопасно работать с щелочами и кислотами".

В уроке, посвященном оборудованию, вы, наверно, заметили, что перечисляется много разных трансформаторов - за счет них можно создать в мастерской зону низкого безопасного напряжения.
В идеальном случае это обеспечивает один сварочный трансформатор средней мощности; он выдает напряжение в 25-35 вольт и способен выдержать ток в 150-300 ампер , т.е. все печи, дуговое устройство, микросварку, модуль элекрополировки, индивидуалное освещение рабочего стола и т.д. Имеются в виду, конечно, не промышленные, а малые формы, применяемые в мастерских для индивидуального производства.
Сварочные трансформаторы повсеместно продаются в хозяйственных магазинах; плюс народные умельцы долларов за 50-100 делают на заказ или по собственным чертежам весьма неплохие варианты.

Традиционная "ювелирка" и ювелирная бижутерия - это серьги, кольца, кулоны, колье, заколки, броши.

Распределение производстенного процесса по техникам изготовления, например, для серьг класса ювелирной бижутерии (см. фото 1):
- крючок предельно простой, согнут по большой дуге на ригеле и по малой дуге - с помощью круглогубцев;
- оправка - филигрань, в данном случае - паяная (это мельхиор, он не сваривается); чернения или другого вида патирования оправки нет;
- эмалевая вставка: на глубоко прогнутый овальный сегмент меди (толщина меди 0,6 мм) нанесена белая сильно заглушенная эмаль, по фону выполнен деколевый рисунок.

Фото 1. Ювелирная бижутерия (мельхиор, эмаль)

 

4. Нетрадиционные ювелирные изделия и нетрадиционная ювелирная бижутерия.

Вообще-то, и эти изделия традиционны, просто на них меньший спрос, и они, как следствие, меньше распространены.

К этой категории следует отнести шкатулки, сладни, портретные оправы, пр.п.

Основная техника, применяемая здесь, это чаще всего филигрань. На базе филигранной сборки строится вся композиция.

Техника филиграни наглядно просматривается на примере складня (см. фото 2):

Фото 2. Складень (мельхиор. эмаль)

Технологическая карта изготовления:
- створки складня вырезаются из пластины мельхиора, рихтуются, обтачиваются по кромке на абразивном круге, шлифуются на меховом круге с пастой ГОИ, обезжириваются (например, в 20% серной кислоте);
- свиваются две мельхиоровые или медные проволоки толщиной 0,6-0,8 мм - получается витая нить; нить прокатывается между двумя вальцами; потом отжигается для того, чтобы была мягкой и неупругой; затем с помощью круглогубцев и утконосов изгибаются вензеля, завитки, сегменты, пр.;
- из кусочков мелко нарезанной проволоки толщиной 1,5-2,0 мм изготавливаются корны - подобие шариков, которые вставляются в избранные завитки; самый примитивный способ изготовления корнов - обкатать куски проволоки между двумя чугунными плитами (например. сковородками) до той степени, чтобы сгладились углы, и "бочонок" приобрел бы овальную форму;
- на мельхиоровые пластинки карандашом наносится рисунок, по нему выкладываются завитки, корны, оправки, пр.; пред пайкой их надо закрепить, что можно сделать с помощью цементообразных быстротвердеющих несгораемых мастик, или с помощью вязки очень тонкой проволокой, или с помощью "прихвата" специальной сваркой, или с помощью индивидуальной системы распорок;
- накапывается или насыпается смесь припоя с флюсом, лишнее убирается деревянным стеком; все оплавляестя в направленном пламени самостоятельно изготовленной миниатюрной газовой или бензиновой горелки;
- финишная обработка филиграни (очистка, подчистка, полировка, электрополировка, шлифовка);
- вставляются в оправки заранее изготовленные эмалевые вставки; бордюр вокруг них обжимается.

 

5. Промышленный декор зданий и помещений с помощью эмалевых расписных и росписных картин, однородных эмалевых покрытий на панелях и сегментах, с применением миниатюрного бронзового литья, крупной филиграни, эпизодических смальтовых накладов и инкрустаций.

<продолжение следует>




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Еще раз зайдите в местный ювелирный магазин, художественную галерею и попробуйте установить, как это сделано на технологическом уровне.

2. В магазинах хозтоваров и электротоваров обратите внимание на сварочные трасформаторы. Вас интересуют устройства размером с 15-ый монитор.

Дополнительную информацию
см. в разделе Технологические сведения

В виду ограниченности объема почтового отправления мы разместим там в качестве дополнения к FREEKURS расширенную фотогалерею эмальерных, филигранных и мозаичных образцов с комментариями по технике исполнения.
На настоящий момент в разделе помещены различные полезные сведения по материалам, трансформаторам, пр.п.


Лучшие пожелания, AVER.

 

 
 

 

 
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
      
 
   

 

 
   

 

 

 

   
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 

 

 

 

 

 

 

 

   
 
   
 
 
 
   Copyright 2001-2004 Ltd "Practika XXI"   e-mail: em-fi@yandex.ru
Хостинг от uCoz