Курсы "ЭМ-ФИ"
em-fi-kursi.narod.ru

Искусство и технология
ювелирной эмали, финифти, филиграни
        Курсы по технологии и мастерству
        • Статьи .Рецепты. Творческие приемы.
Дистанционное обучение
FREEKURS
эмаль
смальта
филигрань
мозаика
 
 
 
Варка эмали и смальты
Роспись по горячей эмали
Основы техники финифти
Техника филиграни
 
 






 




 
 

Бесплатный начальный курс

Урок 3

Бесплатный начальный курс по искусству и технологии художественных эмалей и смальт состоит в полной редакции из шести следующих тематических уроков :

Урок 1. Общеознакомительное. Прикладные сферы художественных эмалей и смальт

Урок 2. Оборудование и инструменты, необходимые для учебного и производственно - художественном процесса

Урок 3. Материалы: стекловидная часть, металлическая подложка, оправа, сканый набор

Урок 4. "Блеск - признак алмаза". Физико-оптические характеристики эмалей и смальт

Урок 5 и 6. О художественных техниках. Росписываем, живописуем, заливаем, накладываем, вставляем...

По каждому уроку допускается задать вопросы. Ответы по ним могут иметь для вас серьезное практическое подспорье.

Бесплатный начальный курс предназначен не для праздно любопытствующих, а для людей, оценивающих свои материально-технические возможности перед принятием решения серьезно обучаться на платных Практических курсах (варка эмалей и смальт, смальтовая мозаика и инкрустация, ювелирная и интерьерная филигрань, ювелирная и интерьерная эмалевая роспись и живопись, цветное декоративное литье, пр.)

 

 
 

 

Урок 3.
Материалы: стекловидная часть, металлическая подложка, оправа, сканый набор.

 

 

ВОПРОСЫ "В ТЕМУ" ИЗ ПРОШЛЫХ УЧЕБНЫХ ЦИКЛОВ:

1. Вопрос:
Я делал глушение окисью цинка, мне нравятся оттенки, которые получаются? Какого Вы мнения об окиси цинка, как о глушителе?

ОТВЕТ: Цинк на оттенки несильно влияет, просто в цинковых эмалях обычно слабое глушение, которое воспринимается, как опалесцирующий эффект.

Тот же примерно вид при добавлении небольшого количества фосфорного глушителя.

Вообще, ценность глушителя в том, позволяет он или не позволяет производить сравнительно небольшими количествами слабое, среднее и полное заглушение, добавляя при этом, в идеале, чистый белый цвет.

Окись цинка (цинковые белила) не глушит даже до среднего уровня.

 

2. Вопрос:
Не могли бы Вы дать рисунки трансформатора для печи, в которой можно варить различные составы смальт для мозаик? И там, какие провода, длина, толщина?

ОТВЕТ: Это тема Вводного и Практического блока. Freekurs ставят только задачу общего ознакомления с предметом, а, точнее, даже не столько с предметом, сколько со списком необходимого для успешного овладения предметом (инструменты, оборудование, сырье, материалы, личные качества).

На сайте, на странице "Технологические сведения" наши админы, по-моему, уже выставили статью о трансформаторе. Она больше теоретического толка, но дает определенное предствление.

Добавлю: Ищите большие и малые сердечники. То, что вы найдете подходящий Ш-образный сердечник, маловероятно; ищите торообразные, то есть наподобие вытянутого по высоте бублика. У нас в мастерской основное рабочее железо - это торы от стандартных автотрансформаторов АоСН (маломощные #2 и 4, средней мощности #6, 8 и 10; последний достаточно сильный и может уже "тянуть" малую печь по варке низкотемпературной эмали).
Провод для вторичной обмотки должен быть по диаметру не менее 1,5 мм.

 



ТИПОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

кремния диоксид (кремнезем)
SiO2, бесцветные кристаллы, tпл 1728 °с, обладают высокой твердостью и прочностью. в природе - минерал кварц. кремния диоксид применяют в производстве стекла, керамики, абразивов, бетонных изделий, для получения кремния, как наполнитель в производстве резин, в хроматографии и др.; кристаллы кварца - в радиотехнике и ультразвуковых установках.

криолит
.минерал подкласса фторидов, Na3[AlF6]. твердость 2,5; плотность ок. 3 г/см3. встречается в гидротермальных месторождениях; как акцессорный - в альбит-рибекитовых гранитах. основное месторождение в гренландии (ивигтут). применяется в электрометаллургии алюминия; чаще используется искусственный криолит.

бура
Na2B4O7.10H2O. в природе - минерал класса боратов, химический осадок усыхающих бороносных соляных озер (напр., оз. серлс, сша). бесцветные кристаллы, tпл 60,8 °с, плохо растворяется в воде. компонент флюсов для сварки металлов, шихты для глазурей, стекла и керамики, моющих средств, антисептик, консервирующее средство.

борные кислоты: мета борная HBO2
ортоборная, или просто борная, H3BO3 и полиборные общей формулы nB2O3. m H2O (напр., тетраборная H2B4O7). H3BO3 - слабая трехосновная кислота; в безводном виде бесцветные кристаллы. применяют для производства специального стекла и эмалей, в химической и биологической практике для приготовления буферных растворов; в медицине как антисептическое средство (в виде водных растворов для полоскания полости рта и промывания глаз, в виде мази и присыпок при заболеваниях кожи).

поташ
техническое название калия карбоната.
K2CO3, бесцветные кристаллы. очень гигроскопичен. хорошо растворим в воде. применяют в производстве жидкого мыла, тугоплавкого и хрустального стекла.

свинца оксиды
PbO, PbO2, Pb3O4. в воде нерастворимы. PbO образует 2 модификации - глет (красный), и массикот (желтый); применяется в производстве свинцовых стекол и глазурей. Pb3O4, свинцовый сурик (красный), - компонент красок, предохраняющих металлы от коррозии. PbO2 (черно-коричневый) применяется в свинцовых аккумуляторах как окислитель.

сурик свинцовый
пигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4. применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных покрытий. ядовит.

сурик железный
природный пигмент от желто-красного до вишневого цвета; основной компонент - оксид железаFe2O3. используется в лакокрасочных материалах, образующих свето-, щелоче- и кислотостойкие покрытия.

огнеупоры
материалы и изделия преимущественно на основе минерального сырья, обладающие огнеупорностью не ниже 1580 °с. различают изделия огнеупорные (огнеупорность 1580-1770 °с), высокоогнеупорные (1770-2000 °с) и высшей огнеупорности (св. 2000 °с). наиболее распространенные виды огнеупоров: шамотные, магнезиальные, динасовые. по химической природе различают кислые, основные и нейтральные огнеупоры. изготовляют в виде кирпичей, порошков, обмазок и т. д. применяют для кладки промышленных печей, топок и других теплотехнических агрегатов.

шамот
огнеупорная глина или каолин, обожженные до потери пластичности, удаления химически связанной воды и определенной степени спекания. в измельченном виде компонент шамотных масс при формировании огнеупорных изделий.

динас
кислый огнеупорный материал, содержащий не менее 93% кремнезема. изготовляют из кварцевых пород на известковой связке (2-3%). применяют в кладке промышленных печей.

электрокорунд
синтетический корунд (88-99% Al2O3), получаемый плавкой глиноземсодержащего сырья в электрических печах. применяется как абразивный, огнеупорный материал, для изготовления литейных форм и стержней и т. д.



1. СТЕКЛОВИДНАЯ ЧАСТЬ.

1.1  СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВАРКИ ЭМАЛЕЙ И СМАЛЬТ:

-Чтобы сварить хорошую прозрачную эмальт для меди, нейзильбера, мельхиора, томпака, серебра или смальту, надо иметь такие химикаты:
- маршалит (т.е. кварцевый песок промышленного помола);
- бура или борная кислота;
- поташ (K2CO3);
- углекислый натрий (сода) или натриевую щелочь;
- свинцовый сурик или иные оксиды свинца.

Компоненты обязательные; из списка можно убрать, разве что, поташ.

Кварцевый песок до состояния порошка можно растереть самому, с помощью фарфоровой ступки и пестика. Но речь при таком методе может идти лишь о десятках грамм. Впрочем, в технологиях ювелирных эмалей десять грамм - это много.

Теоретически: в составе эмалево-смальтовой шихты можно расплавить обычный нерастертый песок. Для эмалевых технологий этот сплав будет непригоден, а для использования в качестве смальт может оказаться приемлем вполне.

Заглушить эмаль и смальту легче всего с помощью большого количества красителя. Полной непрозрачности добиться будет трудно, однако, в слое, нанесенном на металл, эмаль и смальта будут смотреться, как непрозрачные.

Рекомендуемые в учебниках красители - пожалуй, единственное, что в реальности "работает" так же, как это описано в таблицах. Соединения кобальта дают синий, сине-фиолетовый, сине-черный цвет; оксиды меди окрашивают в зеленый и лазуревый; соединения серебра красят в благородно-желтый, с возможностью получения при наводке красных окон и прострелов (пинков); оксиды марганца создают коричнево-красный цвет, обычно с фиолетовыми оттенками; т.п. Цвет воспринимается по разному на различной подложке и при разной толщине эмали, при различно обработанных смальтовых накладках. Подложка с нерастворившимся в эмали оксидным слоем приглушает цвет; в смальтовых накладках этот эффект наличествует почти всегда.

 

1.2  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ БИТОГО СТЕКЛА, ХРУСТАЛЯ, НЕПОДХОДЯЩИХ ПО ЦВЕТУ ИЛИ ИНЫМ КАЧЕСТВАМ ЭМАЛЕЙ И СМАЛЬТ :

Вполне допустимо для смальт.
Для эмалей важно знать точные исходные составы каждого входящего компонента; составы хрусталей, других "чужих" стекол всегда неизвестны. Хотя путем многочисленных варок можно "поймать" нужную зону. Но это - нерациональная работа.



2. МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОДЛОЖКА.

Самое доступное и, пожалуй, технологичное - обычная медь.

Красивые названия нейзильбер, мельхиор, томпак - всего лишь медные сплавы. Первые два внешне похожи на сплавы драгоценных металлов. Использовать их следует в тех случаях, когда подложка "работает" на просвет или в монолитном поле эмалью либо смальтой покрываются лишь отдельные участки.

Для эмалевых работ оптимальны толщины медных пластинок 0.6-1.0 мм. Медь тощиной 0.6 мм еще режется обычными бытовыми ножницами.



3. ОПРАВА И СКАНЫЙ НАБОР.

Оправа для эмалевых вставок - самостоятельное или выполненное специально для эмалевых декоративных элементов художественное изделие. Например, ваза, кубок, шкатулка, женское ювелирное украшение, набор из паяной или сварной филиграни. Эмалевый декоративный элемент - это, как правило, нанесенные на металл комбинации эмалевых фонов и рисунков. Декоративный элемент можно прикрепить к основе за счет механических зажимов (усики, распорки, стопорные кольца), посредством пайки или приклеить клеем.

При технике оконной и выемчатой эмали декоративный элемент не изготавливается отдельно, а соединяется с основой монолитно на стадии обжига декоративного эмалевого покрытия и живописного или росписного эмалевого рисунка.

Смальтовые фрагменты или приклеиваются, или помещаются в специальную оправку, обычно из металла. В мелких ювелирных и художественных изделиях способы закрепления смальт обычно такие же, как для декоративных и драгоценных камней.



Лучшие пожелания, AVER.

 

 
 

 

 
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
      
 
   

 

 
   

 

 

 

   
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 

 

 

 

 

 

 

 

   
 
   
 
 
 
   Copyright 2001-2004 Ltd "Practika XXI"   e-mail: em-fi@yandex.ru
Хостинг от uCoz