Курсы "ЭМ-ФИ"
em-fi-kursi.narod.ru

Искусство и технология
ювелирной эмали, финифти, филиграни
        Курсы по технологии и мастерству
        • Статьи .Рецепты. Творческие приемы.
Дистанционное обучение
FREEKURS
эмаль
смальта
филигрань
мозаика
 
 
 
Варка эмали и смальты
Роспись по горячей эмали
Основы техники финифти
Техника филиграни
 
 






 




 

Бесплатный начальный курс

Урок 1

Бесплатный начальный курс по искусству и технологии художественных эмалей и смальт состоит в полной редакции из шести следующих тематических уроков :

Урок 1. Общеознакомительное. Прикладные сферы художественных эмалей и смальт

Урок 2. Оборудование и инструменты, необходимые для учебного и производственно - художественном процесса

Урок 3. Материалы: стекловидная часть, металлическая подложка, оправа, сканый набор

Урок 4. "Блеск - признак алмаза". Физико-оптические характеристики эмалей и смальт

Урок 5 и 6. О художественных техниках. Росписываем, живописуем, заливаем, накладываем, вставляем...

По каждому уроку допускается задать вопросы. Ответы по ним могут иметь для вас серьезное практическое подспорье.

Бесплатный начальный курс предназначен не для праздно любопытствующих, а для людей, оценивающих свои материально-технические возможности перед принятием решения серьезно обучаться на платных Практических курсах (варка эмалей и смальт, смальтовая мозаика и инкрустация, ювелирная и интерьерная филигрань, ювелирная и интерьерная эмалевая роспись и живопись, цветное декоративное литье, пр.)

 

 
 

 

Урок 1.
Общеознакомительное.
Прикладные сферы художественных эмалей и смальт

 

 
 
 

 

Литье под филигрань, вставки из бюрюзовой смальты

 

Филигрань, живописная эмаль

 

Эмалево-смальтовая абстракция

 

 

Эмали ювелирные.
Стандартная цветовая палитра

Образец
 

 

 

Перегородчатая и выемчатая эмаль, исполненная в упрощенных цветовых формах

 

Традиционная "ленточная" мозаика

 

Мозаичные элементы из смальты с тонкой цветовой градацией

 

Напольная смальтовая мозаика

 

 

ПРИМЕРЫ ОБОРУДОВАНИЯ:

 

 

Силовой трансформатор для маломощной варочной печи

 

 

 

Мощный сварочный трансформатор заводского изготовления

 

 

ЛАТРЫ, на базе которых можно самостоятельно сделать среднемощный силовой трансформатор для варочной печи

 

Февка для пайки филиграни и оплавления эмалей и смальт

 

 

Муфельная печь заводского изготовления

 

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

1.1 ТИПОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Окрашенная окислами пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

СМАЛЬТА (нем. Smalte), цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для создания мозаик.

 

1.2  ЗАМЕЧАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА - ПРАКТИКА:

ЭМАЛЬ

- эмаль для керамики называется глазурью
- производственная глазурь для фаянса имеет мало общего с ювелирными эмалями и смальтами; на технологическом уровне решаются совершенно разные проблемы
- эмаль для художественного фарфора, особенно та, что применяется в живописном процессе, близка к ювелирной

СМАЛЬТА
- может быть и прозрачной
- применяется не только для мозаик, но и, например, для инкрустаций, накладов на декоративно-прикладные и ювелирные изделия
- по технологии изготовления смальта мало чем отличается от эмали; фактически является эмалью с некоторыми упрощенными физическими характеристиками

ИНКРУСТАЦИЯ (позднелат. incrustatio, букв. — покрытие корой), украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков стекла, смальты, мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые прикреплены (врезаны, приклеены, прикручены, пр.п.) к поверхности и отличаются от нее по цвету или материалу.
Стеклянная и смальтовая инкрустация отличается от мозаики, главным образом, незначительной проработкой базового рисунка и меньшей тщательностью подгонки инкрустационных элементов друг к другу.
Инкрустационные элементы могут не иметь общей границы и быть различными по форме, располагаясь на фиксирующей основе в относительном отдалении один от другого.

 




 

2. ВИДЫ ЭМАЛЕЙ И СМАЛЬТ

Эмали и смальты бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), тугоплавкие, среднеплавкие и легкоплавкие.

Эмали также различаются по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными или как-то иначе закрепленными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Эмали по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передать объемные формы, достигать живописных эффектов, так как эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа, и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающих ощущение теней. В расписной (живописной) эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками (их почему-то называют огнеупорными, хотя они более легкоплавки, нежели фоновая эмаль). Эмали бывают также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками.

Смальты имеют те же цветовые классификации, что эмали; технологически подразделяются на обрабатываемые (обтачиваемые), литые, произвольные (по форме). Плюс большое количество разновидностей смальтовых имитаций (обычно на основе простого стекла).




 

3. НЕКОТОРЫЕ ШКОЛЫ ЮВЕЛИРНЫХ ЭМАЛЕЙ

3.1 ТИПОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

Эмали, по-видимому, изобретены в Древнем Египте (это были перегородчатые эмали, и использовались они для амулетов и украшений). В Византии в 10-12 веках была развита перегородчатая эмаль на золоте. К 12 веку сложились европейские школы эмали, среди которых наибольшую известность приобрела школа лиможской эмали. Европейские эмали применялись на раннем этапе для украшения церковной утвари, окладов икон и в эстетическом отношении дополняли яркие пятна витражей.
С конца 14 — начала 15 веков в технике эмали выполнялись предметы светского характера. В 18 веке на первый план выдвинулась эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически мало отличающаяся от станковой, особенно охотно такие портреты и небольшие сценки изготовлялись в эпоху рококо. В 19 веке трудоемкая техника эмали пришла в упадок и возродилась в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и др. лишь в эпоху модерна в Париже, Брюсселе, Вене, где изготавливались украшения, табакерки, веера.
Особенно охотно использовал эмали Рене Лалик, известный также как новатор художественного стекла. Эмали применялись им и для украшения стеклянных изделий. Новаторский подход к изделиям из эмалей отличает и Луиса Тиффани, так много сделавшего в американском модерне.
Среди восточных эмалей особенно выделялась по своим художественным достоинствам китайская перегородчатая эмаль, украшавшая всевозможные коробочки, детали оружия. Для китайских изделий характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.
Русская финифть
Перегородчатая эмаль известна в Киевской Руси с 11 века и выполнялась она по византийским образцам. В 16-17 веках у московских мастеров получили распространение эмали по скани — прозрачные многоцветные эмали густых насыщенных тонов на золотых изделиях. Развитие расписных эмалей по меди удешевило производство и сделало эмалевые изделия доступными для широкого круга, особенно популярно в 17 веке было искусство усольской (сольвычегодской) росписи по эмали. Светские изделия украшаются цветочными узорами, забавными сценками, живо передающими дух эпохи. В 18-19 веках в Ростове Великом с изготовления икон в технике расписной эмали началась ростовская финифть. В 18 веке в моду вошла эмалевая портретная миниатюра, развивавшаяся в русле европейских тенденций. М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. В Петербургской Академии художеств был основан эмальерный класс.
Второе рождение ювелирные изделия с эмалями пережили в конце 19 — начале 20 веков, когда их широко применяли такие прославленные фирмы, как Фаберже, Овчинникова, Оловянишникова. Фаберже использовал практически все техники эмали, особенно интересны муаровые узоры текучих линий. Фактура, подобная снежинкам и чешуйкам, придавала изделиям особую игру света. Под влиянием русских эмалей к ним возобновился интерес и во всем мире.

 

3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

Современные школы ювелирной эмали и смальты в России и Украине существуют, в основном, на уровне отдельных мастерских и отдельных мастеров, которые занимаются реставрацией, декоративно-прикладными художественными работами, художественной бижутерией, обучением художников и технологов, штучным ювелирным производством. Уровень этих школ, обыкновенно совсем неизвестных, часто очень высок. Информацию о своих технологиях мастера традиционно либо скрывают абсолютно, либо в имиджевых и рекламных публикациях описывают давно известные методики, аналогичные Флерову и Бреполю, которыми сами не пользуются и не рекомендуют своим ученикам. Патентование рецептов, технологий в этой сфере (за исключением специальных и легкоплавких стекол) тоже не распространено. Школы рождаются, расцветают и исчезают совсем, невосстановимо.
По-прежнему работает Красное село - школа с вековыми традициями.
Общедоступным обучением по предмету, кроме нас (Харьковские курсы "ЭМ-ФИ" (ЭМАЛЬ - ФИЛИГРАНЬ) на базе технологической мастерской "Кооператив "Товарищ"), не занимается, на сколько нам известно, никто.

 

 

3.3. КОММЕНТАРИЙ   ПРОФЕССИОНАЛА - ПРАКТИКА:

- Можно ли создать свою хоть маленькую творческую школу, опираясь на знания, рецепты и инструкции, полученные на Курсах "ЭМ-ФИ"?

- Да. И Школа эта может получиться очень интересной и своебразной. Требуется лишь быть увлеченным этим делом и умно экспериментировать.
Более того, у многих, кто пришел в эту сферу, природный дар; тут не требуется много слов, достаточно нескольких намеков, устранения сомнений, подтверждения собственных мыслей, обнаружения аналогий... Для этих людей главное - избранные консультации по интересующим, проблемным для них, вопросам. Получив эти консультации (методики. инструкции ...), они становятся самостоятельными величинами сразу.

Курсы же в целом ориентированы на обучение "с нуля" - материал "разжевывается", делается попытка создания стройной системы, которая, во-первых, обеспечит учебный результат, а, во-вторых, в самом желанном случае, приведет наших учеников к неординарным творческим достижениям.

Мы не настроены на тотальное сокрытие секретов. Мы заинтересованы в продолжении и расширении "Школы Кооператива "Товарищ".

Учебный процесс предполагает простое и в то же время достаточно серьезное техническое оснащение и сырьевое обеспечение. Этим вопросам на Курсах "ЭМ-ФИ" посвящается почти полностью Вводный блок; нередко приходится еще делать специальный перерыв. Тем, кто имеет намерение обучаться дальше именно практической стороне дела, следует предпринять уже сейчас определенные подготовительные действия.
Данный фактор будет подробней затронут в Уроках 2 и 4.

Учебная статистика в ее непосредственном виде - благоприятная. По дневной форме у нас закончили курсы (в основном - это роспись по горячей эмали и к филигранщики) порядка двух тысяч человек. Половина из них отлично или просто хорошо рисует, комбинирует, паяет, сваривает, владеет технологическими приемами и оборудованием ... Процентов 10 выделяются либо особо скоростными навыками работы, либо склонностью к моделированию. Более десятка человек создали свои мастерские ("маленькие творческие школы"), хотя задача такая нами не ставилась.Удовлетворительно работать с эмалевым рисунком, смальтовыми покрытиями и с металлами научились все.




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Зайдите в местный ювелирный магазин, художественную галерею и посмотрите, какие изделия выполнены с использованием эмальерных, смальтовых и филигранных техник; попытайтесь представить, как это сделано на технологическом уровне.


2. В магазинах фототоваров, химреактивов присмотритесь к таким наименованиям, как бура, борная кислота, поташ, сернокислый или углекислый натрий, гидроокись меди, медный купорос, анлогичные соединения железа и других металлов, хромпик, марганцевокислый калий, цинковые белила ...

3. В магазинах хозтоваров и электротоваров обратите внимание на сварочные трасформаторы, автотрансформаторы (нам нужно некое подобие ветхозаветных школьных ЛАТРов), толстые гибкие провода, медный и стальной лист, нихромовый провод, асбестовую или подобную ей жаростойкую ленту, термостойкий пористый кирпич.

СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ МОЖЕТЕ ЗАТЕМ ОФОРМИТЬ В ВИДЕ ВОПРОСОВ В НАШУ РАССЫЛКУ. НА ОСОБО ИЗЫСКАННЫЕ (ГЛУБОКИЕ) ВОПРОСЫ ВАМ, ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ОТВЕТИТ ЛИЧНО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

Дополнительную информацию
см. в разделе Технологические сведения



 

У кого достанет воли, тот победит.

AVER

 

 

 
 
       
 
       
 
       
 
       
 
       
 
        
 
     

 

 
     

 

 
       
 
       
 
       
 
       
 
       
 
       

     

 

     

 

       
   
   
 
 
 
   Copyright 2001-2004 Ltd "Practika XXI"   e-mail: em-fi@yandex.ru
Хостинг от uCoz